Опубликовано

Трупы Большого театра. Митрофанов & Сорокин

Сцена шестнадцатая

Степанов и его коллега-приятель Андрей Алексеевич разбирали бумаги, готовя дело об исчезновении певицы Томской к закрытию. Щелкал степлер.

— Ну мне-то ты можешь признаться, кого подозреваешь? — спросил Андрей, лукаво улыбнувшись.

— Да я что! Я — как начальство… — уклончиво ответил Степанов.

— Ну а все-таки? Напал на след?

— Да ее мог убить кто угодно, — раздосадованно произнес Василий Никитич. — Например, Байков, отставной любовник. Или тот же Скромный. Томская замучила директора, постоянно вмешивалась в репертуарную политику театра, продвигая на роли своих людей.

— Но ведь и Скромный погиб.

— Андрей, это не аргумент. Вот, кстати, еще одна возможная подозреваемая. Ланина, главный бухгалтер и родная тетка Томской. Они постоянно грызлись из-за денег. Тоже мотив для убийства. А вот солистка Величаева. Она часто подменяла Томскую, жаждала петь ее партии.

— Мотив сильный.

— А вот тебе баритон Тимошенков. Между прочим, председатель театрального профкома. Ничего толком не говорит, явно что-то скрывает. Он тоже вполне мог ненавидеть Томскую.

— Но ведь он и поднял бучу, кричал о ее смерти.

— Да ведь это классический способ замести следы преступления, отвести от себя подозрения.

— И все-таки закрываем дело. По указанию сверху? — Андрей поднял глаза к потолку.

— Как раз балерина Молочкова и певица Грушева мечтали — каждая — покорить сердце одного из представителей этих самых верхов. И Молочкова уже, кажется, преуспела. Произошел беспрецедентный случай. В опере Римского-Корсакова «Снегурочка» есть такой персонаж — Весна, мать главной героини. Эту роль должна исполнять певица. И вдруг… В нынешней постановке Большого роль Весны исполняет балерина Молочкова. То есть, согласно воле композитора, Весна должна петь, а она танцует! Понимаешь, что это такое! И Томская против этого возражала.

— Кажется, понимаю.

— Молочкова грозилась отравить Томскую.

— Да ну! Бабьи бредни.

— Бабьи-то бабьи, а Томская исчезла, и Скромный мертв. Да еще и эта Грушева. Тихая такая мышка, а сама умирает от зависти к Молочковой. Кстати, исчезновение Томской многое меняет в театре. И для большинства эти перемены — к лучшему. А теперь в театре развернулась новая интрига: пока не ясно, кто же займет директорское кресло вместо Скромного. Соревнуются как минимум трое: главный режиссер Артемий Ефимович Царедворский, главный дирижер Борис Семенович Грибаков и недавно назначенный председатель Попечительского совета, твой недавний клиент, бывший банкир, Григорий Александрович Овчинников. Да, и он тоже.

— Откуда ты знаешь?

— Сарафанное радио.

— Эх, зря я тогда не посадил Овчинникова, — Андрей Алексеевич усмехнулся.

— А было за что?

— Было.

— Звонок сверху?

Андрей Алексеевич пожал плечами.

— Значит, ты слишком далеко зашел в своем расследовании, и потому тебя и перевели из «экономистов» к нам в «криминал»?

Лицо Андрея Алексеевича побагровело. Он отлично понимал, что имеет в виду Степанов. Сотрудников отдела экономической преступности с легкой руки журналистов прозвали «экономистами». И сейчас Андрей Алексеевич обиделся.

— Слушай, Вася, а ты сам-то как думаешь, жива еще Томская?

— Скорее мертва.

— Ну, и кто убийца? Колись, наконец.

— Наверное, сын или бывший муж.

— Логично. Большинство преступлений совершается на почве бытовухи. Давай, развивай свои подозрения.

— Сыну мать не давала денег, он приобрел в рассрочку дорогую квартиру, по- лагал, что деньги у матери имеются, злился на нее.

— Откуда тебе все это известно?

— Ну, я же провел несколько допросов. И потом, в вечер исчезновения Томской я и сам был в театре и, когда уже садился в машину, заметил «Ягуар». Потом выяснилось, что это транспортное средство Антона Томского. Я также видел снизу, как в уборной Томской боролись мужчина и женщина. И жена моя это видела.

— Но ты ведь не вмешался.

— Да неохота было ввязываться в семейную разборку.

— Откуда ты мог знать, что это семейная разборка?

— Ну, не муж с женой, так любовники! Все равно не хотелось принимать в этом участие: двое дерутся, третий не приставай.

— А что ты думаешь о Сафьянове?

— Ох, не надо о Сафьянове.

Андрей и Василий рассмеялись.

— И все-таки я тебе, Васька, не верю. Хочешь меня, стреляного воробья, вокруг пальца обвести? Если ты подозреваешь сына и бывшего мужа, почему же до сих пор не допросил их?

— Им высланы повестки. Но Антон так и не явился. А Томского я еще не успел допросить. Все пошло наперекосяк. Меня срочно вызвали в Управление. Кстати, Грушеву и Молочкову я тоже не успел допросить.

— Ой, не верю. Наверняка ты не подозреваешь в смерти Галины Томской ни ее сына, ни бывшего мужа.

— Погоди, Андрей. Пока речь идет все-таки не о смерти, а об исчезновении.

— Но все равно ни бывшего мужа, ни сына Томской ты не подозреваешь. Иначе ты бы уже их по всей Москве с собаками разыскивал.

— Хорошо, признаюсь тебе. У меня есть сведения о том, что в тот вечер в уборной Томской видели нескольких человек, и, значит, версия бытового убийства отпадает. И бывший муж, и сын Томской действовали бы в одиночку. Кроме того, одна из сотрудниц театра якобы видела призрак Томской. Вот. — Степанов показал Андрею Александровичу бумажный листок. Тот пробежал глазами по записке и решительно произнес:

— Ну нет. Это ты к делу не приобщай. Мистика какая-то. Курам на смех.

Степанов поторопился сменить тему разговора.

— На выходные-то куда?

— Как обычно зимой. Подледный лов. — Битнев улыбнулся.

Они еще немного поболтали о том о сем. Степанов окончательно уверился в том, что откровенничать с Битневым не следует. Андрея Алексеевича явно приставили к Степанову специально для того, чтобы вытянуть из Василия Никитича побольше сведений.

Домой Степанов возвращался пешком. Ему вдруг показалось, что за ним кто-то неотступно следует в толпе прохожих. Степанов несколько раз оборачивался, пытался разглядеть преследователя в стеклах витрин, но взгляд его наталкивался лишь на равнодушные лица продрогших пешеходов.

Степанов едва успел переступить порог квартиры, как зазвонил телефон.

— Василий Никитич? — произнес мягкий баритон Сафьянова.

— Да, я.

— Ну, как дела?

— Дела таковы, что закрываем дело об исчезновении Галины Томской.

— Понимаю, понимаю. Всего вам доброго.

В трубке раздались частые гудки. Степанов даже немного загордился. Все- таки не каждый день премьер-министр звонит простому следователю.

Маша предложила ему погулять с Чумариком.

— Нет, не проси. Я умираю от голода.

— У меня все готово, только салат осталось нарезать. Ты пока пройдись немного с песиком, аппетит нагуляешь, а я салат нарежу.

Степанову ничего не оставалось, как согласиться. Он взял Чумарика на поводок и спустился во двор.

У детской площадки следователя кое-кто поджидал. Это оказался Книгин, помощник отоларинголога Грубера. Парень прятал лицо в поднятом вороте зимней куртки, как будто хотел скрыться от каких-то неведомых врагов.

Степанов спустил собачку с поводка и приблизился к молодому медику.

— Здравствуйте, — приветствовал тот следователя. — Вот, жду вас наудачу. Очень хочу побеседовать.

— Да, да, хорошо. Я и сам искал вас в поликлинике, но не застал.

— Я был, но ушел.

— Вы хотите сообщить мне нечто важное?

Книгин молчал, словно собираясь с силами. Он отступил под дерево. Степа- нов невольно последовал за ним.

— Все началось с Грубера, — тихо начал Книгин.

— А не с неисправного ларингоскопа?

— Так вы уже все знаете? — Книгин вздрогнул.

— Я опытный следователь и умею придавать значение мелочам.

— Так вы знаете, что этот наконечник повредил связки певице Величаевой?

— И пришлось срочно проводить операцию? Трахеотомию, да?

Книгин испуганно замахал руками:

— Слава богу, до этого не дошло. Я все время толковал Борису Вениаминовичу, что необходимо обновить оборудование. А он еще и меня ругал, когда что-нибудь ломалось.

— Понимаю.

— Ну вот. Борис Вениаминович вытащил наконечник ларингоскопа щипцами и нечаянно повредил правую связку. Вы поняли, да? — Книгин уставился на сле- дователя.

— Это было плановое обследование?

— Нет, Величаева обратилась по поводу легкого ларингита.

— Когда?

— Утром, в тот самый день. Ну, в тот день, когда это случилось, когда Томская пропала.

— В тот же день, — задумчиво проговорил Степанов, поглядывая на весело перебегающего с места на место Чумарика. — Как вы думаете, это случайное сов- падение?

Налетевший ветер взвил снежок, легкими хлопьями разлетевшийся по двору. Книгин придвинулся к следователю и горячо зашептал.

— Я совсем случайно знаю… — Ветер заглушал его слова.

— Вы видели, как Томская заплатила Груберу?

— Да.

— Чтобы он повредил связки Вели-

чаевой?

Книгин смущенно молчал, но это молчание говорило Степанову больше, чем самые откровенные признания.

— И что же потом? Величаева сильно пострадала?

— К счастью, нет. Но у нее сделался истерический спазм. Хотя, возможно, Томская и Грубер на это и рассчитывали. Видите ли, для певца голос — самое важное в жизни. Голос — рабочий инструмент. Каждый певец бережет голос как зеницу ока. Особенно в нашем театре, ведь у нас никогда не поют под фонограмму. Во время вечерних спектаклей отоларинголог специально дежурит в поликлинике на случай непредвиденных обстоятельств. В результате неисправности ларингоскопа возникла очень выгодная для Томской ситуация, то есть травма была совсем не опасной, и в то же время Величаева вследствие своего истерического спазма не могла петь, ей казалось, что она потеряла голос.

— И долго может продлиться такое состояние?

— До тех пор, пока она не возьмет себя в руки.

— Значит, если бы Томская не смогла в тот вечер петь, Величаева не сумела бы ее подменить?

— Выходит, что так.

— Значит, Томская осталась единственной и неповторимой?

— Да, никто не мог заменить ее.

— Значит, она могла сорвать спектакль?

— И не один. Да и гастроли могли не состояться. Но кто думает о театре в таких случаях?!

— Странно. Получается, что, в сущности, ни Величаевой, ни Томской не было выгодно то, что произошло. А кому же это могло быть выгодно? Кто мог бы все-таки петь ведущие партии, если бы вышли из строя обе — и Томская, и Величаева?

По двору проехала машина. В свете фар Степанов заметил напряженное лицо Книгина.

— Кто? Пожалуй, Ирина Грушева.

Степанов мгновенно припомнил Грушеву. «Вот она, серенькая мышка!» — молнией промелькнуло в мозгу. Подбежал Чумарик, затявкал жалобно. Должно быть, замерз. Степанов взял собачку на руки.

— Скажите, Книгин, а другие артисты, то есть певцы, тоже платили Груберу?

— Конечно. Платили, дарили подарки.

— А вам в подобных случаях ничего не перепадало?

Книгин на короткое время замкнулся, затем произнес:

— Борис Вениаминович не хотел обновлять оборудование.

— Допустим. Но какими же мотивами могла руководствоваться Томская?

— Величаева пела лучше, об этом все знали. У нас, в Москве, это не имело зна- чения, но за границей… В газетах могли открыто хвалить Величаеву, могли пред- ложить Величаевой выгодный контракт. Дирекции пришлось бы с этим считаться. А в последнее время Галина Николаевна сильно сдала, была не в форме. А тут как раз гастроли на носу… Все нервничают.

— То есть кто нервничает?

— Ну, все, — Книгин замялся. — Вы знаете, я ведь информирую вас добровольно, потому что меня совесть мучит.

А мог ведь и промолчать, как Тимошенков, например.

«Все он знает», — подумал Степанов. Но он вовсе не собирался говорить Книгину о том, что Тимошенков уже отказался от своего заявления. О закрытии дела следователь также предпочел умолчать.

— Все-таки было бы неплохо, если бы вы более подробно рассказали мне о том, что вам известно, — сказал Степанов.

Книгин вздохнул и заговорил:

— Значит, по вечерам в поликлинике дежурит отоларинголог. И как раз в тот вечер было мое дежурство. Я сидел, смотрел телевизор. Вдруг дверь распахнулась с такой силой, что штукатурка на пол посыпалась.

— Вы сидели в кабинете?

— Да. Но не в самом кабинете, а в процедурной.

— И что же произошло?

— Вдруг охранники в форме втащили какую-то женщину. Это была Томская. Следом вбежал Сафьянов. Я понял, что это его охрана. Сафьянов обычно такой мягкий, деликатный, хотя ему палец в рот не клади. А тут я его с трудом узнал. Лицо искаженное. И кричит отчаянно, прямо-таки вопит: «Воскресите ее! Воскресите ее!» А что я могу сделать? Я всего лишь отоларинголог. Надо было «неотложку» вызывать. Томскую волокли под мышки. Ее, наверно, несли через подземный переход. Ведь театр и поликлинику соединяет подземный переход. Я думаю, что сначала она еще своими ногами шла. Потому что ведь это дико: тащить ведущую певицу Большого, будто какой-то мешок. Хотя с них станется!

— И что же с ней приключилось?

— Черепно-мозговая травма. Вид у нее был еще тот. Язык вывалился изо рта, сама задыхается. Лицо и грудь залиты кровью. Охрана Сафьянова и Тимошенков суетились, не зная, как быть.

— А Тимошенков как очутился там?

— Я думаю, не случайно. Наверное, он Томскую и нашел. Или… сам и убил. Тоже весь в крови. Ужас! Ну, я говорю, что сейчас «неотложку» вызову, что ее в реа- нимацию надо. А Сафьянов возражает, нет, мол, окажите ей помощь вы! Ну, я позвонил Груберу. Он живет на Тверской. А я уже весь дрожал, тоже растерялся. Ищу ключи от шкафа с лекарствами, еле нашел. Ввел ей кофеин подкожно. Я вообще-то покойников боюсь.

— Томская уже была мертва?

— Не знаю. Тут Грубер примчался, и меня попросили выйти. Я только заметил, что Сафьянов о чем-то совещается с Грубером и Скромным.

— Как? И Скромный там был?

— Ну да. В конце концов они все-таки решили вызвать «неотложку». Но не хотели называть фамилию Томской. Еще бы. Такое пятно на репутации Большого театра, а заодно и на премьер-министре. Газетчики слетелись бы, как мухи на мед. Ну, и «неотложка» приезжает, надо сказать, удивительно быстро. Сафьянов тут же поднялся на второй этаж, чтобы зря не светиться. А о Галине Николаевне мы сказали, что не знаем, кто это. Услышали, мол, шум на улице, выбежали и видим женщину с проломленным черепом.

— А как же костюм Снегурочки?

— Нет, она была в обычном платье, без пальто.

— А в больнице не могли опознать ее?

— Да нет, у нее лицо было в таком состоянии…

— А если она очнется?

— Ну, не знаю. Это не моя забота.

— И как по-вашему, кто ее так?..

— Не знаю. Может быть, сам Сафьянов. Приревновал, например.

— А если я допрошу Грубера?

— Он вам ничего не скажет.

— Тогда вы мне сейчас скажите: если Грубера не будет в поликлинике, ну, уйдет на пенсию, уволят, мало ли что может случиться, так вот, кто в таком случае займет его место?

— Это не я решаю. В любом случае новый врач должен заменить оборудование.

— Понятно. А куда же увезли Томскую?

— В Склифосовского, конечно. Слушайте, а мне ничего не будет? Я же вроде как на самого премьера бочку качу.

— Нет, ничего не будет. Даже орден дадут.

— Не шутите. Я серьезно спрашиваю.

— А я вам серьезно отвечаю. Законам ведь все обязаны подчиняться. — Степанов иронически усмехнулся.

Книгина эта усмешка, кажется, покоробила. Но тут Степанов увидел сына. Николай с несколькими приятелями возвращался из института.

— Коля, — окликнул следователь.

Сын подошел.

— Скажи Юре, что вы оба мне сейчас понадобитесь.

Николай поспешно кивнул и, в свою очередь, подозвал Юру. Ребята остановились поодаль. Остальные студенты прошли вперед.

— Письменно я ничего подтверждать не буду, — тотчас заявил Книгин. — Галина Николаевна всегда хорошо ко мне от- носилась.

Степанов уже знал, что характер Томской отличался, как это часто бывает у ар- тистов, противоречивостью и взбалмошностью. Она могла отказать родному сыну и тут же одолжить деньги постороннему молодому человеку, который к тому же мог не спешить с возвратом долга.

— Послушай, Коля, — обратился Степанов к сыну. — Вы с Юрой сейчас будете понятыми. Но сначала сбегай-ка домой, отнеси матери Чумарика.

Николай взял собачку и помчался наверх. Вскоре он вернулся, запыхавшись:

— Мама сказала, что обед стынет и салат готов.

— Ничего не поделаешь, обедать будем потом.

Степанов вывел из гаража машину, и все четверо поехали в «Склиф». Следователь пытался по мобильнику добраться до начальства в лице Даниила Евгеньевича, но безрезультатно.

Страницы ( 18 из 34 ): « Предыдущая1 ... 151617 18 192021 ... 34Следующая »