- Ленин и Керенский. Часть I.
- Ленин и Керенский. Часть II.
- Ленин и Керенский. Эпилог.
Керенский оправдывал благосклонность Сталина. Трудно сказать, чем мотивировал Александр Федорович свои разоблачающие публикации в издаваемом им в Париже журнале «Новая Россия», которые содержали информацию о белогвардейской эмиграции, в том числе контактов ее лидеров с советскими военными, находящимися за границей в командировках: на учебе или с официальными визитами. В 1933 году Керенский опубликовал информацию о создании в Берлине А. Гучковым разведывательного центра «Гучков- Канарис», собиравшего данные о России и тесно связанного с абвером, руководителем которого являлся генерал Бредов, а с 1935 года – сам адмирал Канарис. По настоянию Троцкого, в отсутствии Ленина, ПБ направляет «советского адмирала» Е. Беренса в Берлин для встречи с Гучковым, который в 1918 году покидает Россию, поселяется в Берлине и развертывает широкую противобольшевистскую деятельность. Бернс возвратится в Москву 30 ноября 1923 года. У Беренса были полномочия вести переговоры с кружком «Гучкова-Канариса» для обеспечения прохода советских войск через территорию Польши в Европу. Известный архивист Октября И. Гессен вспоминал о данном эпизоде: «Гучков рассказывал мне, что к нему приезжал один из его наиболее верных и ответственных сотрудников по военному министерству (Временного правительства) для переговоров о возвращении на Родину». Очевидно, что убежденный противник Советской власти – Гучков понадобился «бесу революции» для конкретных действий по изменению государственного строя в стране. Перед процессами Радека «со товарищи» и Тухачевского с группой высших военных Керенский публикует на будущих соучастников по судебным делам компрометирующую их информацию в своем журнале «Новая Россия», соответственно, статьи «Красные маршалы и реформы» (№ 4 от 19.IV.1936г., С.4) и «Программа красных маршалов» (№27 от 9.V.1937г., С. 1-3). Все обвиняемые по этим двум процессам были приговорены, кроме Радека, к расстрелу. При этом подельник Радека по процессу, известный троцкист Г. Пятаков, обращается с письмом к Сталину, в котором просит того разрешить лично расстрелять всех одиннадцать подсудимых по «процессу Радека-Пятакова». Представляется, что слово «правый» вызывало у Керенского истерический припадок. По этой причине все восемь месяцев властвования в России Керенский постоянно борется с правыми: сначала, Милюков и Гучков, затем его министр Переверзев, следующий – Корнилов, далее – Верховский. Эта борьба Керенского с правыми силами привела к тому, что на политической сцене России остались только социалистические партии, среди которых наиболее боевым настроем выделялись большевики во главе с Лениным, которые были готовы осуществить народнический социалистический идеал самого Керенского, что предопределило революцию сверху с мирным переходом власти к Ленину. Обременительным обязательством для Ленина было условие заключение сепаратного мирного договора с Германией, на что большевистский лидер согласился без особых раздумий. Троцкий, с его маниакальной идеей перманентной революции через, по Радеку, идею «из дома сумасшедших о реставрации в 1935 году в России капитализма», принадлежал в соответствии с этой трансформацией его идеологии к правым силам. По этой причине Керенский считает себя обязанным помещать в своих эмигрантских журналах компромат на советских военных, когда узнает, что Сталин начал чистку армии от правых, так как высшее руководство армии разделяло и было вовлечено в планы Троцкого по установлению «бонапартистского государства».
Керенский разъезжает по западным столицам с лекциями в поддержку демократии и осуждением диктаторских режимов. Агент также докладывал, что Керенский проповедует идею создания «второй партии» в России кроме ВКП(б) или хотя бы «крестьянского союза». Керенский считает, что без, по меньшей мере, двухпартийной системы Россия никогда не станет демократической страной. «Источник» информировал, что Керенский имеет большую поддержку среди евреев, так как они не забыли 4 апреля 1917 года, когда российское Временное правительство опубликовало декрет о равноправии евреев. После окончания Второй мировой войны и начала холодной войны западные разведывательные службы пытаются негласно использовать Керенского в качестве инструмента антисоветской деятельности в Европе, используя его тезис о праве наций на самоопределения, который в 1917 году использовался премьером для расчленения России на множество национальных квазигосударственных образований.
Керенский, как проницательный, умный человек, понимал, что, унитарная Советская Россия будет существовать до тех пор, пока большевистская партия осуществляет тотальный контроль над обществом, государством, отдельным человеком. В этом контексте Керенский полемизирует с основополагающей ролью партии, ленинской моделью устройства советской России, предлагая взамен западную разновидность демократии без учета цивилизационного пути России. Подобная полемика могла носить конструктивный характер, если бы не окружение Керенского, кому в политические попутчики были даны Западом Чернов и Зензинов, образовавшие втроем Комитет по демократизации России. Керенский вполне прав и исторически, и политически, когда одну из будущих бед России увидел в том, что, «органически участвуя в создании многонациональной, или, лучше сказать, сверхнациональной России, сама растворилась в ней… Я уже не раз говорил, что человечество движется к объединению, а не распылению. Социализм, как христианство, как все великие творческие социальные идеи, сам по себе универсален, империалистичен». Критикуя ленинскую идею создания множества национальных образований на территории России, Керенский пишет, что идея «самоопределения малых народов вплоть до отделения — реакционна, ибо идет вразрез с мировой тенденцией к интеграции и объединению». Он с огромной убежденностью пишет, что «в то время, когда Европа тянется к созданию над-Европы, нам предлагают вернуться в границы Московии и раздробить на этнографические части уже существующее, выкованное и выстраданное историей, великое сверхплеменное единство. Я этого не хочу. Я этого не могу». Керенский заявляет, что «время для федерирования сверху — прошло. Теперь надо постараться найти новые формы для крепкого сцепления снизу, для нового органического развития России — отечества многих, во всем равноправных наций». Керенский предрекает крах «механической федерации», в которой под запретом подлинное равноправие и свобода. Как это ни парадоксально, в таком унитарном обществе запрещено и «национальное чувство русских». Бывший премьер предрекает усиление центробежных сил, которые могут в один не очень прекрасный момент разрушить ленинский союз, скрепленный «партией-государством». Между тем, Керенский в 1917 году, когда он стал у руля государственного корабля, ратовал не за «сверхплеменное единство» или общее государство по экономическому, географическому, административному и политическому признакам, но сразу поставил вопрос об отделении от России территорий по национальному признаку: Польши, Финляндии, Украины, Грузии, Армении и прибалтийских провинций. До конца своих дней Керенский остался верен идеалам заговорщиков, осуществивших желтый Февраль, идеологической сущностью которого было свержение самодержавного режима правления и раздробление России на множество этнонациональных государств. Именно, Керенский был первым политиком общенационального масштаба, который взялся практически осуществить принцип наций на самоопределение в России. У этой политической идеи были два грозных политических оппонента: монархические силы царского режима и государственный унитаризм Сталина. Последний видел государственное устройство советской России в автономизации национальных территорий в рамках унитарной России, что не разделял Ленин, который настаивал на равноправном союзе всех национальных территорий и народов. Трудно сказать, что имел в виду в апреле 1917 года Керенский, ознакомившись с десятью апрельскими тезисами Ленина, когда вместе с Церетели заявил: «Контрреволюция в России придет через левую дверь». Надо полагать, что здесь бывший российский премьер элементарно проговорился: просто революций и контрреволюций в человеческой истории не существует, существует только революция сверху – сговор верхов по мирной передачи власти той или иной политической группировке. Керенский вошел в историю как прорицатель известных истин о свободы, но не общепризнанный идейный и политический руководитель масс. Государственный деятель, подобный Керенскому, не способен осуществить прорыв страны в большое будущее, поскольку он остается в плену навязанных ему сторонними силами политических схем, лишенных жизненной силы. Свое политическое банкротство Керенский осознал в период 19-25 октября 1917 года ст.ст., когда не смог совладать с ситуацией в Петрограде и был вынужден в одночасье передать власть Ленину и большевикам по схеме «революция сверху» под беспрецедентным на него политическим давлением, как стран Антанты, так и блока центральных держав.