– Давно, я, Гена, наблюдаю за тобой, за поведением, разговорами,
– сказал он, – и скажу честно, многое мне не нравится.
– Да что ты?
– Не паясничай. За три года учебы в институте это не первая история, и думаю, глядя на тебя, далеко не последняя. На втором курсе ты извинялся перед преподавателем за свое хамство, потом был конфликт с группой, сейчас вот снова. Да и не только в институте… в тебе сидит какая-то непочтительность, неуважение ни к кому и ни к чему. Я-де такой хороший, смотрите на меня, я вас никого не знаю, и знать не хочу, да и кто вы такие, чтоб с вами иметь дело.
– Тут я не согласен, – возразил сын, – зачем же белое называть черным. Со всеми всегда и везде я стараюсь быть вежливым. Правда, есть моменты, когда выдержка, как говорится, подводит, но ведь у всякого такое случается. Так что, милый папа, бери свои слова обратно и успокойся.
– А ты меня не успокаивай, – вскипел Василий Петрович, – ты себя лучше успокой, в порядок приведи себя.
– Выяснять сейчас, кто хороший, а кто плохой, я не хочу. И вообще, чего ты доказываешь?
– Ничего я не доказываю, – отозвался отец уже более сдержанно,
– просто слушаю тебя и рассуждаю.
– Интересно, до каких глубин ты дошел в своих мыслях, наверное, человечество не подозревает о великом открытии, на пороге которого находится.
– Не знаю, как человечество, но я кое-что понял. Знаешь, почему у тебя вечно неладно? Людей ты не любишь, от этого все идет, вот что… Вроде парень с головой, эрудированный, по всем вопросам, понимаешь, любого за пояс заткнешь, а внутри-то пустота.
– Я всегда удивлялся твоей манере уводить внимание от настоящего дела к философствованиям непонятно о чем и непонятно зачем.
– Что значит настоящее дело?
– Настоящее дело, как я себе представляю, это есть реально делаемое дело, вызванное к существованию определенной целью. Дело и цель – главные вещи, остальное в подчиненном положении, и человеческие отношения, в том числе, дело – это основополагающее явление, все остальное-производное.
– По-твоему, взаимоотношения между людьми – вопрос десятистепенной важности? В конечном-то ведь счете люди делают все для людей, для собственного, их, людей, блага, а доброта и красота разве есть благо уже само по себе?! Это уже целое создание