3.2. Феномен Жириновского в свете русской истории
Казенный либерализм западного толка конца эпохи Романовых не смог погасить революционный пожар в России. Династия была уничтожена, начала народного самоуправления при примате капиталистических ценностей были растоптаны. Подтвердилось мнение П. Чаадаева, которое он высказал сто лет назад: «Коммунизм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники». Поэтому коммунисты почти без борьбы взяли власть в свои руки, отобрав ее у кадетов, других буржуазно- демократических и умеренных социалистических партий. В стране воца- рилась диктатура коммунистической партии, т.н. диктатура пролетариата. Основной целью коммунистов тех лет была перманентная революция, направленная на установление мировой гегемонии их партийной организации. Эта богоборческая цель не могла найти понимание ни у русских людей, ни у людей других стран мира. Коммунисты потерпели поражение как на внутреннем, так и на внешнем идеологическом фронте. Эти внутренние противоречия привели к формированию большевизма как национальной формы коммунизма в России. Они хорошо отразились в поговорке тех лет: «Отличие большевиков от коммунистов: первые верят в Бога, вторые — нет». В социальном плане большевизм означал своеобразный синтез русского мессианства и коммунитарной общины. Он был полной антитезой западнической социал-демократии и ее доктрины коммунизма. Эпоха после октября 1917 года была полным реформированием предыдущей эпохи, что позволяет отнести ее к подлинно революционной эпохе, когда заменяются как качественно, так и количественно структура и функции государства. Разумеется, и в пределах этой эпохи встречаются небольшие периоды новых реформ или реакционных начинаний, которые закончились безрезультатно. Это были и правые (бухаринские) и левые (троцкистские) уклоны госкурса, были и бонапартистские (военно-политические) заговоры (хотя бы те, что связаны с именами маршалов Тухачевского и Жукова), были периоды псевдореформ в духе западничества во времена генсеков Н. Хрущева и М. Горбачева. Вместе с тем нельзя не увидеть в этом периоде ростки того, что можно назвать формированием предпосылок нового периода реакционного консерватизма и контрреформации, когда определяющим элементом является привнесенный, чужеродный, по преимуществу западнический.
Начало этого периода также имеет четко определенную дату — 11 марта 1985 года, когда внеочередной пленум ЦК КПСС избрал генсеком М. Горбачева. Дальнейший период можно охарактеризовать как борьбу противоположностей, в роли которых выступали ценности и структура предыдущего этапа и новые, нарождающиеся не снизу, от почвы, но сверху, с помощью государственно-политического ресурса, который привлекал западные интеллектуальные доктрины и проекты. В конце концов эта борьба, синтез содержания новых и старых идей, закончилась «прекращением существования СССР как геополитической реальности» 25 декабря 1991 года и принятием в ходе «всенародного голосования» Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Обе эти даты определяют начало настоящего периода реакции, или необуржуазной революции, «контрреформации» в стране. Он характеризуется доминированием экономического интереса, формирующего соответствующую систему буржуазных прав и свобод, отвечающих политическим интересам исключительно крупных частнопредпринимательских структур и организаций. В России никогда не было опыта общения власти и олигархии, общества и гигантских корпораций. На Западе, например в США и Японии, взаимодействие государств и финансово-промышленной элиты насчитывает более чем вековую историю, т.е. времени жизни 5-6 поколений. В течение этого периода оптимизировалась политическая система общества и создавалось эффективное законодательство, отвечающее интересам государства, всего общества и элитарным, политически активным группам этого общества, происходило воспитание нескольких поколений в духе общих всем ценностей.
Очевидно, что текущий период российской государственности, как имеющий начало, должен иметь и свой конец. За это время «власть имущие» насилием буржуазного закона и его государства должны привить российскому народу мораль буржуазного порядка вещей: мораль почтения к власти собственника. Его длительность предсказать невозможно, даже если принять временные очертания выявленных выше периодов либеральной реформации и консервативной контрреформации в среднем в 200 лет каждый; причем длительность советского периода значительно отличается — 74 года. Если последнюю цифру отнести за счет ускорения политико-информационных процессов в обществе, то можно заключить, что длительность нынешнего следует оценить в 25-30 лет. Это, в общем, соответствует прогнозам футурологов и политологов, ожидающих в 2020-х годах глобального социально-политического преобразования мирового сообщества. В отношении России из ее исторической экстраполяции явно следует то, что будущий этап российской реформации и либерализма должен быть связан с самодостаточным положением России и ее народа в мировом геополитическом пространстве. Такое положение является следствием выхода русского политико-религиозного самосознания из латентного в активное состояние. Самореализация внутренних источников движения и саморазвития всегда неизбежно выводила Россию в число первенствующих мировых держав. Такая политическая самоорганизация страны должна вести к курсу подлинных политических, социальных, экономических и иных реформ, которые являются либерально-демократическими реформами, отвечающими духу российской нации. Существо этих реформ сегодня отчетливо проявляется в политической деятельности Либерально-демократической партии России и ее лидера Владимира Жириновского. Представляется вполне очевидным фактом, что идеи и силы предстоящей реформации будут связаны с московской политической элитой как носителя русского мессианства. Ее новым старым лозунгом будет современное переосмысление русского большевизма: «Вы с пролетариатом к социализму, мы — с социализмом к свободе». Вместе с тем эта тенденция является и общемировой: большинство правительств Южной Америки, Азии, Европы и Африки являются либо социалистическими, либо религиозно(христианские, мусульманские, буддистские, индуистские и др.)-демократическими. Лишь только США с их всеобщим произволом «свободной инициативы», подминающей под себя всех и всякого, противопоставляют себя миру. В этом противопоставлении коренятся будущие мировые войны. Преодоление этого мирового конфликта невозможно без России. Россия как оселок мировой истории всегда находится в точке мировой катастрофы, выправляя судьбы мира в мирное русло ценой крови и тяжелых потерь русского народа и братских ему народов. Поэтому величайшее значение для России и мира имеет личность и ум российского национального лидера, его патриотическая позиция (любовь к российскому государству) и любовь к Отечеству (любовь к стране, где жили его прадеды, деды и отцы). Политики с подобными качествами редки. В нашей стране среди таких имен следует назвать двух патриотов — председателя Совета Министров Российской империи графа П.А. Столыпина и лидера ЛДПР В. Жириновского. Ре- формы первого были направлены на модернизацию государственного строя России, вывод страны из глубокого политического кризиса. Они распадались на два направления либерального реформирования — аграрное и политическое, которые должны были вывести страну на путь эволюционного развития. Целью премьера было превращение России в правовое государство, которое в тех реалиях ассоциировалось с устранением административного произвола и прочным установлением «писаного закона», обязанностей и прав отдельного гражданина, а также реорганизацией системы органов местного самоуправления, суда и самоуправления и преобразованием полиции — общая полиция должна была слиться с жандармской, с которой снимались функции политического дознания, передававшиеся следственным органам. На этой основе создавались условия для увеличения в обществе доли экономически независимых и политически зрелых личностей, что усиливало тенденции формирования гражданских институтов общества, которые могли бы разделить с государством функции контроля обществом.
Особый комплекс составляли законопроекты социального характера, как, например, указ 9 ноября 1906 года о выходе крестьян из общины и закрепления надельных земель в их личную собственность или новый курс аграрной политики, который должен был подвести экономическую базу под процесс обретения крестьянством гражданских и политических прав. «Пока крестьянин беден, — убеждал депутатов III Думы Столыпин, — он останется рабом и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы». В наше время В. Жириновский также говорит о том, что «пока беден российский народ в своем большинстве, ни о какой демократии и становлении гражданского общества говорить не приходится».
В целом характер столыпинских реформ отражал соотношение сил, которое сложилось в тот момент между властью и обществом. Последующие события показали, что П.А. Столыпин не рассматривал их в качестве перспективной программы, но — как паллиативную меру. Как только первая российская революция пошла на убыль, так, вслед за изменением соотношения сил на политической арене, премьер свернул большую часть собственных радикальных предложений, а курс его внутренней политики был заметно смещен вправо. Интересно, что записи в записной книжке П.А. Столыпина свидетельствуют о его серьезном намерении воплотить в жизнь тот строй, который он сам обозначил, как «правовое самодержавие». Вместе с тем этого нельзя было достичь по политическим причинам, поскольку Николай II так никогда не смог примириться с «дарованной» им Думой и мысль о ее роспуске не покидала его до самого конца царствования.
Вместе с тем нельзя не увидеть, что правовое самодержавие могло стать реальным проектом новой русской реформации как альтернатива грядущему российскому коммунизму, являвшемуся антитезой имперского абсолютизма. Здесь П.А. Столыпин явно уходит от уваровской формулы самодержавия, имея в виду блистательный период мессианского Московского государства с его особой ролью в современном ему мире. Это была эпоха Москвы — Третьего Рима. Именно в то время сформировалось определение самодержавия как «власть для народа, и народ для власти». Если наполнить эту формулу юридическим содержанием, касающимся всех сторон жизни общества, то она прямо, посредством юридически-правовой реформы, выводит на социально-политическую платформу большевизма. Его лидеры использовали значительное количество положений столыпинской программы либерально-демократического реформирования России для привлечения народных масс на свою сторону.
Николай II и Столыпин ясно осознали направленность этой тенденции, финальный результат которой взрывал все устои существовавшего строя — монархического абсолютизма, непримиримо враждовавшего с ограничивающим его либеральным конституционализмом. По этой при- чине все дальнейшие реформы Столыпина носили половинчатый характер или попросту не доводились до конца, консервируя все общественные противоречия до нового общего толчка, который и был спровоцирован неудачным для России ходом Первой мировой войны. Сам П.А. Столыпин был впутан в дворцовые интриги и погиб в ходе тайной акции, инспирированной охранным отделением, которое он собирался распустить при завершении своих либеральных реформ.
Идейными руководителями нового этапа российской государственности являются Либерально-демократическая партия России и ее основатель В.В. Жириновский. Главная задача ЛДПР — возрождение могучего демократического Российского государства, в основе которого лежат национальные либеральные устои и традиции. Время разрушительных «реформ», контрреформ, подходит к концу. За последние полтора десятилетия XX века лжереформаторам и лжедемократам удалось развалить Советский Союз, раздробить территорию бывшей Российской империи на 15 государств, умыкнуть и перевезти на Запад огромную долю национального богатства, разрушить экономику, промышленность и сельское хозяйство, обездолить и пауперизировать 2/3 российского населения, по- дорвать его здоровье, лишить его культуры и полноценного образования, создать в обществе массовую преступность и различного вида конфликты — от этнических до религиозных, подорвать его обороноспособность и науку, обратить средний класс советской интеллигенции и офицерства в люмпенов, превратить Россию из сверхдержавы в периферийное заштат- ное государство. Наша Родина оказалась на грани национальной катастрофы.
Россия и ее народ вступили в XXI век с тяжелым грузом прошлого и с большими надеждами на будущее. Наступает новый исторический этап — этап очищения России от мракобесия и враждебных сил. Этот этап связан с возрождением страны на основе реализации творческих сил и ресурсов российской цивилизации. Национальные либеральные и демократические ценности и традиции дают необходимое для национального возрождения политическое мышление и правовую базу будущего реформирования государства и общества. Перед страной и ее национально-ориентированными политическими институтами и партиями стоят задачи предельной общественной сложности. Для их решения политическая пар- тия должна быть привержена принципам примата национальных интересов, либерализма, демократии, патриотизма и социальной справедливости, защиты государственно-образующего русского народа и других на- родов России.
Цели и вызовы времени, которые поставила настоящая эпоха истории перед Россией, и связанные с ними задачи по плечу сегодня только такой политической партии, которая опирается на созидательные силы российской нации, возглавляемой русским народом. Только такая программа максималистских политических действий способна вывести Россию в первый ряд крупнейших и наиболее зажиточных стран мира. Все другие сценарии развития страны обречены на провал, в том смысле, что они дадут процветания не более чем пяти процентам ее населения, в то время как другая, подавляющая, часть будет обречена на отсутствие вся- кой перспективы своего существования. Поэтому будущий этап нашей истории есть русский этап развития российской либерально-демократической государственности. Поэтому этот этап есть этап такого общественно-политического развития страны, который выдвигает в первый ряд его главных политических сил Либерально-демократическую партию России. Поэтому безусловно объективными факторами русской истории являются в настоящий момент возникновение и активная деятельность ЛДПР. Вот почему так ясно и убедительно воспринимаются все большим количеством российских граждан слова Владимира Жириновского.
ЛДПР является политической партией, деятельность которой проходит только в конституционном поле через парламентский институт решения общественных проблем. По этой причине партия борется за парламентское большинство на всех выборах и стремится на этой прочной нормативно-политической базе сформировать в будущем правительство России. Этот парламентский, без революций и потрясений, путь политической борьбы с опорой на народные массы способен привести нашу страну и общество в процветающую и великую Россию.