Опубликовано

История ЛДПР. Истоки и факты.

ВВЕДЕНИЕ

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — продолжатель традиций либерально-демократического движения прошлого. Поэтому она не есть случайное явление в политической жизни страны. Партия имеет глубокие исторические и идейные корни в российском обществе, опирается на традиции русского народа и базовые ценности российской цивилизации и культуры.

Исконной традицией русских людей всегда являлось их свободолюбие, невозможность подчинения иноземной власти, а только той власти, которая являлась выразителем их нравственных принципов и национальных ценностей. Эти явления носят в латинско-западном миросозерцании наименование общинного демократизма, а само идейное течение общественной мысли — либерализма. Наиболее яркое выражение в истории Руси эта традиция получила в городских вечевых собраниях. Вече — это прямое представительство народа в исполнении государственной власти, в том числе по вопросам законодательного, судебного и административного делопроизводства. Западно-латинский аналог русского вече — парламент — является более низшим уровнем демократии и политического либерализма, поскольку является лишь собранием народных представителей. Отсюда идут глубокие корни демократии и справедливости в русском народе. В латинских демократиях, основанных на праве силы завоевателя, подобные основания не могли сложиться и не сложились. Там они приняли абстрактный характер, когда права гражданина носят отчужденно-юридический характер, имеющий мало общих соприкосновений с жизнью простого человека. По этой причине тоталитаризм, фашизм и нацизм являются порождением западного общества, которые не могли оформиться и вырасти на русской национальной почве. Тоталитаризм всегда был чужд русскому национальному сознанию, противен его национальному характеру.

Полуторавековой монгольский погром Руси уничтожил многие демократические институты и традиции. Вместе с тем в этот период возникла традиция приверженности сильному государству, прочной государственной власти, сильной личности правителя. Совершенно синхронно с этими процессами на Руси на Латинском Западе идет сложение абсолютистских национальных монархий — Франция, Испания и Англия XIV-XV веков, которые имеют в своем основании иные причины.

Поскольку сельскохозяйственные общины монгольского периода Руси были менее всего затронуты давлением и управлением монгольской администрации, то объективно у русских людей сложилась традиция обоих институтов власти как общинной, либерально-демократической свободы, так и приверженности к единоправлению главы государства. Баланс этих начал российской государственности составляет настоящую коллизию нашей политической истории последних семи веков русской цивилизации. Исторический опыт убеждал русских людей в необходимости крепить национальную государственность, постоянно заботиться о расширении государства до его естественных геополитических рубежей.

Наряду с природным чувством свободолюбия, личного нравственного выбора глубоко сидит в русском человеке традиция патриотизма, любви к своей Родине, своему народу, его истории. Чувство патриотизма служит могучей движущей силой в развитии, росте и сохранении российской государственности, важнейшим побудительным мотивом сплочения нации и собирания государства, особенно на переломных этапах истории, во времена внешних опасностей и внутреннего разлада. Русская история дает нам множество примеров высоких проявлений патриотизма. В развитии российского патриотизма большую роль сыграла православная христианская вера. Православная церковь поднимала русских людей не только на защиту Отечества против внешнего врага, но была верной их опорой в делах внутренней смуты, когда возникала опасность проникновения в страну религиозных и социально-утопических ересей и доктрин, как-то: католицизма, протестантизма, масонства, марксизма.

Укоренившейся национальной чертой и традицией русского народа является его удивительная человечность (гуманизм), поразительная терпимость к другим народам и широкая толерантность к иным верованиям и взглядам, даже если они имеют отношение к явным и тайным их врагам. Стремление помочь людям и народам, даже за счет своего благополучия (всечеловечность), чувство справедливости, доброты и всепрощения — все это вошло в характер и национальные стереотипы поведения русских людей.

Высокая духовность также заложена в генетическом коде и природе русского человека, который никогда не сводил смысл своей жизни к материальным ценностям, непременно сводящим цели человеческой деятельности к агрессивности, жестокости и стяжательству. Высокие позывы души, непременное состояние высокой нравственности, стремление к обогащению духовной сферы различными формами культурного общения, на основе чего сложились великая русская культура, литература и искусство, — все это стало неотъемлемой чертой русской нации.

Вместе с тем тяжелый исторический опыт России показывает, что, несмотря на все превратности своей судьбы, всегда сохранявшаяся часть русской нации воспроизводит и преумножает базовые ценности всей русской цивилизации и спасает весь народ от оскудения его духовных и физических сил.

Эти свойства русского национального характера и культуры глубоко определяют как психологию русских людей, так и общественные тенденции политического развития страны, имеющие ясно выраженные идеалы — свободолюбие (либерализм), демократия, справедливость, правопорядок, патриотизм.

Либерально-демократическая партия опирается на огромный многовековой опыт своих идейно-политических предшественников, как в России, так и за рубежом. Приверженцы свободы и демократии появились с развитием цивилизованных обществ (городской цивилизации) и государств. Вместе с тем чувство свободы и равноправия, неорганизованное в какие-либо общественно-политические институты, много древнее. Родоплеменная организация древних сообществ является примером наивысшей формы такой свободы и первобытной демократии. В частности, современный уровень неразвитости общественно-политических отношений в чеченском обществе является ярким примером свободолюбивого духа этой первобытной демократии, где повсеместно наблюдается равенство прав как отдельных родов (тейпов), так и каждого члена рода. Поддержка Кремлем одного какого-либо клана (тейпа) и его старейшин вызывает праведное возмущение всех остальных членов чеченского сообщества, которое волею исторических судеб России насильственно перенесено из первобытнообщинного строя в капиталистическую формацию, главным идеалом которой является праведное и неправедное стяжание богатства в пользу отдельного индивида, а не рода или сообщества в целом. Чеченцы борются за идеалы первобытной свободы и демократии, согласно которым их предки жили последние полторы тысячи лет. Принципы буржуазной свободы и демократии, которые им навязывают Брюссель и Кремль, им непонятны. Приобщение к цивилизованному, общепринятому порядку вещей должно происходить в ходе культурной революции в таком первобытном сообществе, что требует значительного периода времени, длительности жизни трех-четырех поколений этих людей.

Поэтому чувства и идеалы свободы и демократии сформировались у людей очень рано. Первым известным мучеником за идеалы собственно либерализма стал великий древнегреческий философ Сократ (399 г. до н.э.). Афинская правящая олигархия (ареопаг) предъявила ему обвинения в распространении взглядов, подрывающих социальный и политический порядок Афинского полиса. В действительности Сократ учил молодых людей демократическому либерализму, умению свободно мыслить и применять диалектику к решению насущных задач общества во благо и во имя интересов каждого его гражданина. Олигархи приговорили этого величайшего гражданина Афин и мира к смерти, которая, по существовавшему тогда закону, могла быть заменена изгнанием из Афин по добровольному согласию обвиненного лица. Сократ отказался принять обвинительный вердикт ареопага и увидеть в факте распространения взглядов либерализма государственное преступление. Он также отказался от изгнания. Сократ жил так, как проповедовал. Он честно выполнял падавшие на его долю как гражданина обязанности. Так, Сократ принял участие в нескольких кампаниях Пелопоннесской (гражданской войны в Древней Греции) войны и участвовал в трех крупнейших ее сражениях — под Потидеей, Амфиполем и Делием, где проявил не только воинское мужество, но и личный героизм — спас чужие жизни, жизни крупнейших государственных деятелей и политиков Афин Алкивиада и Ксенофонта. Сократ имел семью и занимал выборные должности в Афинском полисе. Величие Сократа состоит в том, что он видит в добродетельности (моральности, нравственности) личности ведущее, смыслосодержащее начало человеческого бытия как в его индивидуальной форме (гражданственность), так и в коллективных его формах — общество и государство, т.е. в многообразии деятельности личности: семейной, гражданской, военной, экономической, индивидуально-телесной и т.п.

Сократ был и остается величайшим гражданином мира, поскольку в национальном опыте он открыл общечеловеческие основы жизни любого общества. Поэтому в писаной человеческой истории существуют только три человека, которые стоят рядом, создав не только теорию общечеловеческой этики (мораль), но и реализовав ее на практике ценою своей жизни — Сократ, Христос, Ленин. И если всемирно-историческое величие двух первых сегодня, по прошествии двух и более тысяч лет, стало человечеству очевидно, то мир пока еще находится в тени, отбрасываемой фи- гурой третьего; слишком мал тот срок, который отделяет современное общество от периода времени, где тот жил и действовал. Следует добавить, что Альберт Эйнштейн в начале 1920-х годов выдвигал Ленина на соискание Нобелевской премии.

Удивительно, но отношение Сократа и двух других революционных преобразователей морально-нравственных основ общества к своим согражданам отличались абсолютным сходством. Это было отношение отца к неразумным детям, который постоянно ругает детей и в то же время делает все для их благополучия. Все эти личности своим примером показали, что ценностное содержание жизни выше самой жизни, если речь идет о благе общества и государства. Поэтому, предрекая свою казнь, Сократ сравнивает афинян с детьми: «…судить меня будут так, как дети судили бы врага…» Эта оценка столь же свойственна двум другим революционным реформаторам этики и нравственности людей. Может быть, Сократу несколько более соответствует эта идейная позиция, ради которой он пошел на казнь, — своей смертью он отстаивает право, даже обязанность индивида иметь собственные убеждения (либерализм) и одно- временно доказывает, что эти убеждения должны выражать общее благо (демократия).

Поэтому Сократ — это истинный предтеча и родоначальник либерально-демократического учения, имевшего целью сознательное и ответственное отношение индивида к ценностному содержанию своей жизни.

Переходные периоды вообще часто создают гениев, которые именно в результате переходного характера своего времени сразу принадлежат к предыдущей и последующей эпохам. Эти люди становятся фокусом и пересечением самых разнообразных мировоззренческих тенденций, развившихся позже их времени, но составивших глубинное содержание последующей эпохи. Так философия Сократа породила феноменальный расцвет человеческой общественно-политической и, собственно, философской мысли, в ходе которого сформировались школы платонизма (академическая), аристотелизма (перипатетиков), киников (цинизма), стоицизма, гедонизма (эпикуреизма), скептицизма и окончательное оформление пифагореизма, а также неоплатонизма, который в свою очередь послужил идейным фундаментом эпох Возрождения и Просвещения и, следовательно, промышленной революции и НТР вплоть до настоящего времени. (Вообще говоря, число «30» оказалось судьбоносным в жизни этих трех моральных революционеров: Сократ был осужден на смерть большинством в тридцать голосов из 500 судей; тридцать сребреников Иуды Иска- риота или тридцать коммунистических народных комиссаров после свержения империи. После вынесения приговора Сократ в течение тридцати дней дожидался своей казни, ибо нельзя было ее совершить по афинскому закону, поскольку накануне приговора афиняне отправили на Делос священное посольство и следовало ждать его возвращения, когда заканчивался мораторий на исполнение смертных приговоров.) Последними словами Сократа были слова: «Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте». Асклепию приносился дар, когда человек находился на пути выздоровления, превозмогнув болезнь. Тем самым Сократ говорил своим согражданам, что его смерть поможет афинскому обществу выздороветь, опираясь на те общественно-нравственные принципы, которые он оставил своим гражданам для исполнения и подражания, ибо жил и умер согласно своему учению. Такова была жизнь и деятельность первого, исторически известного, подлинно либерального демократа. Следует добавить к истории его жизни воспоминания Федона, его учени- ка: «Таков был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого мудрого и справедливого». Эта оценка сохраняет свое значение до настоящего времени.

С Сократа начинается широкое развитие социально-политической, общественной, мысли. Сам термин «демократия» — греческого происхождения и означает «народовластие». История дала различные примеры как демократических, так и недемократических (деспотических, монархических, диктаторских, тоталитарно-олигархических и др.) режимов. Демократические формы общественного устройства развивались и совершенствовались по мере того, как само общество переходило в своем развитии с низших на более высокие ступени. Соответственно этому расширялся и объем массы населения, которое участвовало в демократическом процессе.

Другое понятие — «либерализм» происходит от латинского слова «liberalis» — касающийся свободы. Современная форма либерализма, отвечающая содержанию и сущности эпохи промышленной и научно- технической революций, зародилась в период борьбы буржуазии Латинского Запада против феодализма и католицизма и связана с развитием капиталистических (частнособственнических) отношений и общества. Молодая буржуазия вышла на политическую арену с идеалами «свободы, равенства и братства» всех людей как по их происхождению, так и перед законом. Идеологами либерально-демократического движения в Новое время на Западе и Востоке стали великие просветители XVII-XVIII веков — Локк (Англия), Вольтер, Дидро, Монтень, Руссо, Гельвеций, Гольбах (Франция), Т. Пейн (США), Лессинг, Кант (Германия), А.Н. Радищев, П.С. Новиков, В.В. Попугаев, И.П. Пнин, А.С. Лубкин (Россия) и другие, которые выступили как идейные борцы против абсолютизма, за конституционное государственное устройство (конституционную монархию или буржуазно-сословную республику), за переход от феодальных отношений к экономической системе со свободной конкуренцией. Они были приверженцами мирных (эволюционных) способов трансформации общественных отношений.

Идея социальной справедливости также возникла на ранних этапах развития человечества, как и идеи свободы и демократии. В ней воплощалась мечта многих людей о лучшем, гуманном устройстве общества, о достойной жизни всех его членов, о правильном поведении всех в рамках человеческого общежития. Великие умы человечества, которые выступали за равенство и свободное и гармоничное развитие всех людей, провозгласили и необходимость достижения социальной справедливости. Только в рамках буржуазного общества, в течение последних пяти столетий, разработкой теории и схем идеального справедливого общества занималась наряду с либерально-демократическими просветителями целая плеяда мыслителей социалистического и коммунистического направления от Т. Мора, Т. Мюнцера, Т. Кампанеллы, Э. Кабе, Морелли и Т. Дезами, от Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и П.Л. Лаврова, от Л.О. Бланки, М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Г.В. Плеханова до «классиков» коммунизма — Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и других. Все это направление общественной мысли берет свое начало с труда Платона «Государство», или «О справедливости» (374 г. до н.э.), посвященного теме справедливости (идеальности) как самой по себе, так и справедливости государства, общества, а также средств воплощения идеального в жизнь, типологии государств и метода познания справедливости.

Передовые мыслители прошлого также выступали сторонниками правопорядка и законности. Истории известно множество правовых документов, назначение которых состояло в утверждение правопорядка, который соответствовал духу времени или конкретным условиям того или иного периода в развитии человечества. В Новое время появились основные законы государства, определяющие их общественное и государст- венное устройство, избирательные системы, принцип организации и деятельности органов государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан (Конституции государств). Нередко в обществе в результате войн, революций, смут, восстаний и распада государства нарушался общественный правопорядок. И это всегда становилось трагедией для общества, для подавляющего количества людей. Потому проявлялись силы, стремящиеся восстановить правопорядок. Таковы в самых общих чертах идейные и практические истоки мирового либерально-демократического движения.

Влиятельное положение в обществе либерально-демократическое движение оформило в период наиболее полного утверждения буржуазного общественного строя и роста масштабов капиталистической экономики в начале XIX века. Уже в первой половине этого века в Англии и Франции оформились и начали активно действовать либеральные политические партии. В Соединенных Штатах это движение было пред- ставлено старейшей политической партией страны — демократической, приведшей к победе на президентских выборах своего кандидата еще в 1836 году. Этот период либерально-демократического движения характеризовался теми тенденциями, что в нем начали нарастать апологетические тенденции, когда из идейно-теоретического наследия выбирались лишь те положения, которые отвечали укреплению буржуазии и других социальных групп в качестве экономически активных элементов общества. Вера просветителей в прогресс, торжество разума и науки уступает место апологии буржуазного здравого смысла, тождественного условию предоставления полного простора частно-экономической деятельности и инициативе (утилитаризм). Таким образом, идеи народного суверенитета (народовластия, демократии) и равенства следовало истолковывать применительно к производственным отношениям капиталистического общества как равенства возможностей всей совокупности агентов (предпринимателей, собственников, рантье, наемных рабочих и служащих, юристов и т.д.) товарно-капиталистического производства. Либерализм на протяжении всего XIX века выполнял функцию идеологического обеспечения и закрепления в массовом сознании ценностных установок и стереотипов предпринимательского сознания и деятельности. Поэтому либерализм отстаивал ту идею общественного устройства, при котором регу- лирование социально-экономических отношений осуществлялось бы спонтанно, автоматически через макроэкономические (безличные) механизмы свободного рынка. Единственная функция государства в рамках доктрины либерализма этого периода состояла в том, чтобы охранять собственность граждан (правопорядок) и устанавливать общие рамки свободной конкуренции между отдельными производителями (законность). Философским обоснованием либеральных программ буржуазных реформ в этом направлении занимались крупнейшие английские филосо- фы И. Бентам, Дж. С. Милль и Г. Спенсер, давшие этическую апологию погони за прибылью без ограничений.

С вступлением капиталистического мира в начале XX века в империалистическую (государственно-монополистическую) стадию капитализма идеология классического либерализма подверглась существенным изменениям, прежде всего в вопросе о социально-экономической роли государства. Возникли концепции нового либерализма, или неолиберализма. Неолибералы утверждали, что механизмы свободного рынка создают наиболее благоприятные предпосылки для эффективной экономической деятельности, регулирования экономических и социальных процессов, рационального распределения экономических ресурсов и удовлетворения запросов потребителей. Эти тенденции привели к проявлению либерально-демократических тенденций в политической структуре общества, которая отражала изменения в его социальной структуре. Таким образом в Англии возникает лейбористская партия, ставшая классическим примером объединения реформистских основ социал-демократии и ортодоксального либерализма. Несмотря на определенные различия, обусловленные национальной спецификой, неолибералы и английские лейбористы едины в своих теоретических воззрениях и правовой практике.

В межвоенный период, время между Первой и Второй мировыми войнами, классический либерализм воспринял теорию Д. Кейнса о занятости, проценте и занятости. Кейнс утверждал, что либеральная экономическая мысль до появления его труда описывала лишь то предельное состояние социально-экономической ситуации общества, которое отвечает его равновесному состоянию. Характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами реального общества, поэтому их учет в действительной жизни ведет к роковым последствиям при попытке применить старую теорию на практике. Соответственно кейнсианская модель неолиберализма учитывает, что действие механизма свободной конкуренции и его социальных последствий не может быть обеспечено автоматически. Модернизированный неолиберализм предлагает сочетать свободное предпринимательство с государственным регулированием экономики и развитием системы социальной защищенности граждан. Неолиберализм признает, что господство монополий, диспропорции в экономике, кризисы, инфляция деформируют механизмы рыночного регулирования экономики и социального развития и могут привести к глубоким потрясениям современной общественно-политической системы капитализма. По этой причине после Второй мировой войны на Латинском Западе (Западная Европа и англосаксонский мир) распространился неолиберализм с идеями социального рыночного хозяйства, постоянным государственным вмешательством в экономику с целью поддержания благоприятных условий для капиталистической конкуренции и обществом всеобщего благоденствия.

В современных условиях происходит умеренное ослабление идейных и политических позиций неолиберализма в объединенной Европе, где либеральное движение потеснено социал-демократией и консервативными силами. Вместе с тем в США неолиберализм, свершив определенную эволюцию в рамках глобализма и сблизившись с социал-реформизмом остается влиятельнейшим идейно-политическим течением, в том числе в Демократической партии США. Современные либерализм и социал-реформизм (реформистские социал-демократические партии) направлены на модернизацию капитализма, его приспособление к новым историческим условиям существования глобальной рыночной системы экономики.

Россия как член мирового сообщества государств также находилась и находится в аналогичных условиях функционирования рынка, имея, безусловно, свои национальные особенности, характерные для любой страны.

Поэтому идеи либерализма и демократии появились в Русском государстве очень рано, а затем они развивались и совершенствовались. Российские модели либерализма могли дополняться и дополнялись западными заимствованиями. Здесь значительную роль играли политики и институты гражданского общества, функции которых заключались в отборе для страны полезных инноваций. Не всегда они оказывались на высоте, отвечая вызовам времени, что вело к смутам и революциям в стране, сопро- вождавшимися периодами политического хаоса, распада государства, общественным беспорядком и всеобщим произволом. Тем не менее Россия — единственная страна в мире, которая испытала на себе и своем народе такое количество великих социальных экспериментов. Это означает только одно, что никогда Россия не находилась вне главного течения мирового общественно-политического развития. Это означает, что русский народ и другие российские нации по-прежнему остаются главными поборниками либеральных и демократических инновационных тенденций в мировом сообществе наций. Русский народ остается основным продолжателем многовековых традиций либерально-демократического учения в России и во всем мире. Либерально-демократическая партия России сегодня продолжает разрабатывать его идейно-теоретические положения и реализовывать их в правовой, экономической и социальной практике нашего государства.

Страницы ( 4 из 50 ): « Предыдущая123 4 567 ... 50Следующая »