Сцена восьмая
Можно было ожидать, что на следующий день Степанов отправится прямиком в поликлинику Большого, побеседовать с Грубером. Но Василий Никитич, подумав, решил поехать в театр, где должны были собраться представители труппы. Он уже представлял себе, почему могли убить Томскую, но пока не мог себе представить, как ее убили!
В театре произошла неожиданная встреча. В фойе слонялся Овчинников, разглядывая фотопортреты артистов и перекидываясь то и дело словцом-другим с охранником, который прогуливался рядом, удерживая под мышкой пачку газет.
— Василий Никитич! — Безработный банкир кинулся к следователю, словно к старому другу.
— А вы что здесь делаете? — удивился Степанов. У него чуть не вырвалось: «Я вас не вызывал!»
— Как трудитесь? — продолжал Овчинников непринужденно. — Как там мой «крестный» Андрей Алексеевич? Я знаю, вы занимаетесь этим печальным делом, то есть делом об исчезновении Галины Томской…
— Откуда вы-то знаете? — спросил в свою очередь Степанов.
Овчинников отвечал уклончиво и странно:
— Да вот, узнал, что вы всех вызвали, ну и я…
— То есть что — вы?
— После вас… Буду беседовать с руководством Большого…
— Не понимаю…
— Сейчас я вам все объясню! Видите ли, мне предложили возглавить Совет попечителей Большого театра! А я ведь сейчас постоянной службы не имею, вот и согласился.
— Что ж, должность почетная. Поздравляю!
Овчинников вежливо протянул следователю визитку. Карточка была совсем новенькая. Золочеными буковками на ней значилось: «Председатель Совета попечителей Большого театра».
— Вообще-то банкиром быть почтеннее! — Овчинников ухмыльнулся. А тут
еще ремонт этот, и гастроли на носу, и скандал с Томской! Ну просто необходимо встретиться с коллективом, обсудить репертуар, распределить роли…
— Скажите, Овчинников, а кто спонсирует Большой?
— Да театр и сам небедный! Но, конечно, и спонсоры оказывают значительную поддержку. Вот билеты, например, могли бы стоить дороже, если бы часть стоимости не возмещалась…
Степанова внезапно осенило:
— Послушайте, Григорий Александрович, стало быть, тогда, когда мы с вами здесь, в театре, случайно столкнулись, вы уже знали, что возглавите Совет попечителей?
— Догадывался, — поскромничал Овчинников.
— А Сафьянов в тот день был в театре? — Следователь огляделся по сторонам.
Овчинников ухмыльнулся:
— Ну, а как по-вашему? Для чего бы я поперся в Большой, если бы Сафьянова дам не было?..
Постепенно Степанов начинал понимать! Да, в тот роковой вечер в театре со- бралось много важных персон. А такие, как он и Маша, просто-напросто играли роль своего рода массовки.
Степанов вспомнил, что ведь кто-то мелькнул в правительственной ложе! Сафьянов!.. И кто еще?..
— Сафьянов был на спектакле один? —
Кажется, вопрос получился не очень умным, но ничего другого в голову не пришло!
— Один?! — Овчинников, кажется, уже почти презирал наивного Степанова. — В одиночку ходят в оперу только сумасшедшие! Разумеется, вместе с Михал Михалычем находились в ложе Венцеслав Аркадьевич и Артемий Ефимович.
— Кто это Артемий Ефимович?
— Главный режиссер!
— Неужели директор театра и главный режиссер никогда не слушали «Сне- гурочку»?
— Ах, Василий Никитич! Сразу видно, что вы не смотрите телевизор!
— Ну, не очень люблю. И что же?
— А то, что перед спектаклем состоялась встреча Михал Михалыча с творческой интеллигенцией. Присутствовали: главный режиссер Большого, знаменитый композитор Тренников…
— Мне кажется, в правительственной ложе была женщина! — вдруг перебил Степанов.
— Правильно вам кажется! На встрече присутствовала также певица Величаева…
— Так, значит, это она потом сидела в ложе?
— Совершенно верно! Даже по телевизору, в программе «Культура», показали: сначала Михал Михалыч пьет чай с Тренниковым, Артемием Ефимовичем и Величаевой, а потом они сидят в ложе, то есть Сафьянов между Тренниковым и Величаевой…
Степанов внезапно призадумался, а затем спросил:
— А помощники, охранники Сафьянова были в ложе?
— Ох, Василий Никитич! — Овчинников картинно закатил глаза.
Степанов понял, насколько неуместен его вопрос. Ясное дело: все были, и охранники, и помощники!..
— Но вы… Вас же в ложе не было!
— Я еще не получил официального назначения. Но мне уже было ясно! Потому и сидел в первом ряду!
«Сословно-иерархическая система! Повсюду сословно-иерархическая система!» — невольно подумал следователь. А вслух задал новый вопрос:
— Погодите, а Сафьянов уже слышал «Снегурочку»?
— Да. Как вы догадались?
— Сам не знаю. — Василий Никитич улыбнулся. — Наверно, интуиция!
— Да, — повторил Овчинников. Казалось, он сомневался: стоит ли продолжать разговор. Но, должно быть, ему захотелось покрасоваться перед сотрудником Управления, показать свою осведомленность… — Видите ли, премьер-министра вполне можно назвать любителем оперы. В частности, ему нравится исполнение Томской… — Степанов и банкир глянули друг на друга внимательно. — Ведь прави- тельство и Попечительский совет курируют театр, — произнес Овчинников с важ- ностью. — Большой театр — это вам не хухры-мухры! Объект федерального зна- чения, народное достояние!.. — Овчинников снова замолчал, затем проговорил ре- шительно: — Я понимаю, о чем вы еще хотите меня спросить. Я тоже слушал «Снегурочку» не в первый раз…
Степанов приуныл. Его, в сущности, сейчас опустили, приложили мордой об стол! Продемонстрировали ясно, какой он некультурный человек! Он ведь и вправду что думал? Прослушал оперу один раз — и хватит! В конце концов, в следующий раз можно и на другую оперу пойти! Ну, балда! Хотя бы с Машкой по- советовался. Она все-таки сечет фишку в музыке!..
Овчинников между тем подозвал своего охранника:
— Дай-ка нам газетки, Сережа! — Григорий Александрович взял у Сережи газеты и передал Степанову. Тот машинально принялся просматривать газетные листы.
— Посмотрите, посмотрите! — поощрил собеседника банкир, то есть уже и не банкир, а глава совета!
— Вроде как ничего интересного, — Степанов протянул свернутые трубкой газеты охраннику.
— А вы заметили, что о Томской ни слова?
— Заметил, — пробормотал Степанов, испытывая чувство неловкости. Ведь следователь должен замечать не только то, что есть, но и то, чего нет!
— А раньше о ней писали постоянно! — с торжеством воскликнул Григорий Александрович. И вдруг полюбопытствовал: — К вам-то никто из журналистов не обращался?
Следователь отрицательно качнул головой.
— Думаю, есть приказ! — Овчинников поднял указательный палец.
Этот жест говорил о многом. Например, о том, откуда мог исходить приказ не упоминать о пропавшей солистке! Разумеется, из самых высоких сфер!..
Внезапно перед глазами Овчинникова и Степанова развернулось весьма лю- бопытное зрелище. В кабинет директора направлялась небольшая процессия. В окружении охранников и помощников почти торжественно ступал приятный и солидный мужчина. Трое охранников были вооружены автоматами «узи». Степанов узнал этого человека, потому что несколько раз видел его на экране телевизора. Это был Сафьянов собственной персоной!
Сафьянов приблизился к Овчинникову и обаятельно улыбнулся.
— Поздравляю, поздравляю! — пророкотал мягкий баритон. — Уже наслышан о ваших деловых качествах!
Овчинников с восторгом взирал на премьера, который стоял спиной к Степанову. Следователь был немного удивлен. Неужели Сафьянов всерьез хвалит незадачливого банкира, неужели не знает ничего о судебном деле, о лопнувшем банке? А может быть, премьер просто-на- просто иронизирует? Но нет, Сафьянов продолжал в том же духе:
— Надеюсь, сработаемся! В Большом многое, многое надо менять. Вот репер- туарную политику, к примеру! Но не сразу, не сразу! Постепенно. В этом театре ничего нельзя менять резко, понимаете? Нам не нужны великие потрясения, нам нужен великий Большой!
Степанов разглядывал важную персону. Спокойный, вальяжный Сафьянов явно не привык к возражениям, но во всех его жестах, в интонациях его голоса чувствовалась мягкость, доброжелательность. Было в нем что-то от классического европейского джентльмена, такого, каким представляют себе подобного джентльмена именно в России! Уже третий год этот джентльмен стоял во главе правительства. Злые языки, однако, наперебой судачили о его скорой отставке. Многие злились на премьера и уверяли, что он испортил им жизнь. Отставки он не боялся, потому что считал, что в любом случае останется одним из первых лиц в государстве. Кроме всего прочего, Сафьянов славился своим красноречием. Он умел рассуждать логично, с ним трудно было не согласиться.
Сафьянов заметил охранника Сережу с газетами под мышкой и указал на него легким кивком, но по-прежнему обращаясь к Овчинникову:
— Что? Читаете? Изучаете?
Овчинников, в свою очередь, интенсивно закивал. Все почтительно теснились вокруг премьера и нового главы Попечительского совета, внимательно при- слушиваясь к их беседе.
— Кстати, кто из солистов поедет на гастроли? — вдруг поинтересовался Сафьянов.
Все сразу поняли, что речь идет о замещении пропавшей Томской.
— Хотелось бы узнать, что вы думаете… — дипломатично заговорил Овчинников.
Премьер улыбнулся. Да, с этим Овчинниковым определенно можно работать! При нем Сафьянов может спокойно сделаться настоящим хозяином Большого, ведь президенту страны не до театра, столько важных дел!..
Вдруг из-за толстой колонны выступила молодая женщина, видная, высокая, одетая в красную кофточку и синюю, как у стюардессы, юбку. Было совершенно ясно, что ее появление отнюдь не случайно. Конечно же, она дожидалась пре- мьера. Степанов узнал балерину Молочкову, ту самую, которая танцевала Весну в «Снегурочке».
— Здравствуйте, Вера! — Сафьянов поздоровался с Молочковой тепло, почти по-отечески. — Как дела? Как работается?..
Танцовщица была на голову выше Сафьянова. Василий Никитич невольно вспомнил Величаеву: «Надо же, какие высокие бабы в Большом!»
Лицо Молочковой сияло, озаренное кукольной яркой улыбкой. Сафьянов за- держал ее длинную руку в своей пухлой ладони, явно демонстрируя присутствую- щим, что покровительствует красотке.
— Скажите! — Сафьянов снова обратился к Овчинникову: — А это правда, будто вчера в театре была замечена Томская?
Овчинников пожал плечами и усмехнулся:
— Да, кто-то из охраны что-то такое видел… Или кто-то из администрации…
Балерина потихоньку высвободила свою руку и ретировалась. Конечно, теперь можно было и ретироваться, ведь все видели, как относится к ней премьер!
Степанову не терпелось пройти в директорский кабинет, но надо было ждать! «А если Сафьянова вызвать на допрос? — подумалось следователю. — Что же, теоретически это вполне возможно. А вот на практике!.. На практике за это можно уехать в Магадан…»
— Прошу! — Овчинников распахнул перед Сафьяновым дверь в кабинет.
Премьер помедлил, огляделся, произнес с некоторым недоумением:
— А где же следователь?..
И откуда он только узнал?!
Овчинников засуетился, указывая на
Степанова:
— Вот, вот!..
Сафьянов поздоровался со своей обычной мягкостью.
— Степанов. Василий Никитич, — представился Степанов.
— Ну что ж… — заговорил Сафьянов.
— Не буду вам мешать! — сориентировался Василий Никитич.
Овчинников посмотрел на него одобрительно.
«Да, — подумал Степанов, — следовало перенести общение с представителя- ми труппы на другое время».
На всякий случай Степанов спустился вниз; пообщаться с охранниками. Спросил без особой надежды, сколько все-таки было кассет. Охранники, разумеется, не знали. Второй экземпляр акта об изъятии этих самых кассет также куда-то запропастился…
Затем Степанов выяснил, что призрак Томской видела одна из билетерш. Привидение замечено было ею не где-нибудь, а в дамском туалете. Галина Томская вышла из кабинки, облаченная в костюм все той же Снегурочки. Храбрая билетерша решительно последовала за привидением. Солистка прошла на сцену и скрылась за занавесом. Было темно. Включить свет пожилая билетерша не осмелилась.
Все это было весьма странно. В поле камер видеонаблюдения Томская не по- падала. Никто, кроме билетерши, ее не видел…
Пожилая дамочка разговорилась со следователем:
— Я вам так скажу: тут или одно, или другое! Или Томская жива и нарочно прячется, или…
— Да зачем же ей прятаться? — полюбопытствовал Степанов.
— Как зачем? Обиделась, вот и прячется. Хочет всем показать, что без нее — никак.
— И на кого же она могла обидеться? — спросил следователь.
— Да на кого угодно. Артистка. Человек ранимый. Недавно вот на самого… — Женщина понизила голос: — На самого кричала!
— На директора?
— Нет, нет. — Билетерша замахала руками. — На самого! На Михал Михалыча! Вот так вот, как я перед вами, вот так она перед ним стояла и кричала на него, кричала!.. Да только я думаю, — женщина заговорила совсем тихо. — Я думаю, что Галина Томская мертва! Да, да, ее нет в живых! Но… Она не погребена по-хри- стиански и поэтому является! Ну, как привидение, понимаете?!